50 советов для природной макро-съемки. Часть I

Миниатюрный мир насекомых и растений представляет из себя одну из самых удивительных реалий для фотографа, особенно для такого, который готов отдаться делу и потратить приличное время на исследование сцены. Выигравший множество наград эксперт Росс Ходдинотт делится своими техниками, заставляющими зрителя с восхищением любоваться шедеврами макро-съемки.

Приемы

1. Убедитесь, что объект съемки выглядит безупречно

Снимая с близкого ракурса, есть риск, что любой дефект объекта будет привлекать к себе внимание, даже если зритель сам того не хочет. Поэтому прежде чем приступить к съемке, тщательно рассмотрите предмет, проверьте нет ли у него поврежденных участков. Это может быть как насекомое, подверженное болезни, так и растение, отдельные области которого подвержены тлению. Возможно этот пункт отнимет у вас приличное количество времени, но поверьте, что после такого отбора ваши снимки получатся куда качественнее.

2. Пустые области

Многие полагают, что снимая микроскопические объекты, желательно полностью заполнить кадр их изображением. Однако, добавив в снимок пустые области, вы можете усилить композицию. Пустое пространство подразумевает те области снимка, которые не занимает непосредственно объект. Оно позволяет понять зрителю контект, ощутить масштаб и подчеркнуть предмет, отделив его от фона. Создать пустое пространство достаточно просто — используете в свою пользу глубину резкости, или отодвиньте камеру дальше. Кроме того, зрителю будет удобнее ощутить динамику, его взгляд будет двигаться по вашей задумке.

3. Фокусируйтесь на глазах

Наверняка вы слышали этот совет уже сотни раз, но в то же время он является настолько важным, что забывать о нем ни в коем случае нельзя. Старайтесь всегда фокусироваться на глазах объекта. Сложно по-достоинству оценить снимок, если глаза оказываются не четкими, ведь именно они являются связующей нитью между зрителем и объектом. Мы инстинктивно в первую очередь обращаем внимание именно на них.

4. Старайтесь запечатлеть поведение

Если вы занимаетесь съемкой дикой природы, то лучшим вариантом будет, если вы будете фиксировать какое-то необычное поведение. К примеру, изображение насекомого, вылупляющегося из оболочки, летающего или охотящегося за жертвой произведет больший эффект, чем простой кадр со статичным изображением. В данном случае незаменимыми станут знания об объекте съемки. То есть, вам желательно заранее знать поведенческие стереотипы того или иного насекомого.

5. Держите камеру параллельно

Чтобы увеличить глубину резкости определенного кадра, старайтесь держать камеру параллельно вашему объекту. Если сенсор камеры расположен не параллельно, отдельные области снимка могут оказаться не в зоне фокуса.

6. Проверяйте фон снимка

Исключение каких-то элементов из зоны видимости является не менее важным чем их добавление в кадр. Иногда можно слишком сильно сосредоточиться на объекте, и таким образом забыть о том что может испортить фон. Какой-нибудь мусор на заднем плане может полностью испортить вполне неплохой макро-снимок. К примеру, вам может помешать травинка, или слишком яркий объект — таким образом внимание зрителя будет отвлекать этот лишний элемент. Старайтесь делать приоритет диафрагмы, и возьмите за правило осматривоть весь кадр прежде чем нажимать спусковой затвор. Если у камеры есть функция предварительного просмотра, смело пользуйтесь ей — именно так вы поймете как будет в конечном итоге выглядеть изображение. Устранение лишних объектов можно легко осуществить, поработав руками (но ни в коем случае не срывайте цветы), или сменив точку обзора, либо изменив глубину резкости. Просто сотрите каплю воды и снимок станет чище.

7. Проводите ручную фокусировку

Говоря в целом, авто-фокусом лучше не пользоваться, если мы имеем дело с макро-съемкой. Автоматическая настройка резкости является менее аккуратной, когда мы имеем дело со столь близко находящимся объектом. Линзы слишком долго будут изменять свое положение, прежде чем окончательно сфокусируются. Но даже если не говорить о времени, их движение и издаваемый шум могут спугнуть объект съемки. Лучше настройте резкость вручную, переключившись на ручной режим. К тому же, в таком случае вы сможете сфокусироваться именно на нужной вам области. Со временем у вас это будет получаться быстрее.

8. Заранее проводите фокусировку

Снимая летающих насекомых, которых можно легко спугнуть, важно помнить, что в такой ситуации желательно свести к минимуму все ваши движения, то есть, когда вы подходите к крохотному жучку, предпочтительнее будет, если вы заранее проведете все необходимые настройки. Даже малейшее движение руки, наводящей резкость при помощи фокусировочного кольца, может напугать насекомое, отчего оно в один миг упорхнет. Наводите резкость приблизительно по схожему предмету на определенном расстоянии, а потом очень медленно двигайтесь к точке съемки.

9. Привыкните к ветру

Самым большим врагом макро-съемки является ветер. Малейшее дуновение способно испортить снимок. Фотографируя растения можно соорудить небольшое укрытие — заслонить самой камерой, рюкзаком или вашим телом. При необходимости воспользуйтесь дистанционной кнопкой спуска затвора или таймером.

10. Подходите аккуратно

Насекомые и рептилии очень хорошо чувствуют малейшие колебания, вызванные движением. Поэтому, подбираясь к объекту съемки, продумывайте каждый шаг. Двигайтесь плавно и медленно, старайтесь не задеть окружающие вас растения.

11. Научитесь «видеть»

Одним из ключевых факторов в создании качественных макро-фотографий является способность «видеть» спрятанное. Фотографы макросъемки должны уметь подмечать какие-то уникальные элементы — что-то спрятанное, какую-то интересную текстуру, форму, деталь. Нужно подходить к делу с любопытностью ребенка, не лениться вставать на колени и заглядывать в скрытые от обычного взгляда места. К примеру, можете как-следует осмотреть замшелое бревно, покрытые лишайником доски или облепленные ракушками прибрежные скалы — все это предоставляет огромный простор для макро-съемки.

12. Снимайте сверху

Часто фотографы дают снимать так, чтобы предмет находился на уровне ваших глаз, что создает натурально выглядящую перспективу. И все это верно, но не нужно бояться пробовать что-то новое. Взгляд строго пропорционально направленный сверху вниз может изменить привычное восприятие объекта у зрителя. Это поможет также подчеркнуть форму и габариты снимаемого объекта. А кроме того, вы можете придать снимку более абстрактный вид.

13. Снимайте снизу

Попробуйте найти точку обзора с нижней позиции, чтобы заснять нижнюю сторону предмета. Так называемый «взгляд червяка» позволит немного исказить перспективу, благодаря чему объект будет казаться еще больше. Для такой съемки идеально подходит выносной дисплей, который поможет вам скомпоновать снимок, не изворачиваясь для того, чтобы заглянуть в видоискатель.

14. Выборочный фокус

Хотите, чтобы ваш объект выделялся среди окружения, или желаете подчеркнуть какую-то деталь? Попробуйте выборочный фокус. Оптимальным будет вариант с максимально открытой диафрагмой f/2.8 или f/4, что позволит вам добиться небольшой глубины резкости, и исключить все лишнее из нужной области. Так или иначе глубина резкости будет подчеркивать все неровности, а используя открытую диафрагму можно уменьшить эффект. Результат может удивить вас — предмет будет резко выделяться из размытого фона. Но для подобной съемки необходим штатив, поскольку навести резкость нужно будет с филигранной точностью.

15. Добавьте капли воды

Не важно — снимаете ли вы цветок или паутину, небольшие капельки воды помогут придать снимку объем и динамику. Проще всего для этого снимать рано утром, когда почти все покрыто росой. Но влага будет высыхать достаточно быстро, поэтому вы вполне можете добавить несколько капель самостоятельно. Достаточно взять небольшую бутылку с водой и насадку для опрыскивания цветов. Аккуратно разбразгивайте воду с расстояния в 30-40 сантиметров, чтобы плотность водной завесы была как можно меньше. Капли воды создадут ощущение того, что незадолго перед съемкой прошел легкий дождь, что в свою очередь добавит снимку новое измерение.

16. Сходите на пляж

Пляж является прекрасным местом для съемки макро. Текстура песка, композиции составленные из камней, выброшенные на берег щепки, чешуйки рыбы, ракушки и так далее — все это замечательно подходит для макро-съемки. Внимательно осматривайте камни, углубления и другие места, старайтесь найти интересную текстуру или деталь.

17. Нарушайте правила

Не забивайте себе в голову традиционные правила композиции. Все правила созданы для того, чтобы их нарушать. К примеру, разместив предмет в центре, а не по правилу третей, вы можете получить более интересный результат. Создавайте композицию инстинктивно.

Комментарии закрыты но вы можете отправить трэкбек на ваш сайт.

Комментарии закрыты.