Глядя наверх — профессиональный фотограф рассказывает о методах съемки архитектуры

Крис Оатен делится своим пристрастием к архитектуре и рассказывает о долгом пути, преодолев который, он начал проводить много времени, разглядывая высотки.

Это настоящее проклятие… Я не могу просто так пройти мимо здания, не обратив внимания на то, как на него падает свет, и не пытаясь вспомнить как оно выглядело в другое время — мой пытливый ум будет стараться разглядеть в любой постройке заложенную архитектором идею, для меня простой набор квадратов сам собой превращается в симфонию геометрической экспрессии. Это настоящее проклятие, скажу я вам. И от него прилично страдает моя шея.

Я не одинок в этой мании. Тысячи фотографов страдают от похожей проблемы, они тоже черпают упоение в архитектуре. Я пытаюсь понять, а что же все-таки является предметом моего личного фетиша? Пожалуй, больше всего я восхищаюсь крупными постройками.

Возможно, моя любовь к геометрии передалась мне по наследству от отца, который работал инженером-проектировщиком. Тому, чего он не успел рассказать мне о формах, изгибах и логарифмах, мне предстояло научиться позже.

В старших классах я заинтересовался наукой о формах, но мои математические навыки едва ли доходили до уровня отца, поэтому цифрам я предпочитал складывать слова в строчки. Дальше пошел этап жизни, когда вы ищете где бы подзаработать побольше денег, и так я оказался в медийной сфере, причем чаще всего я даже не статьи писал или выполнял роль редактора, а занимался фотографией. Если вы помните журнал GEO, там пожалуй состоялся пик моей карьеры. Крис Оатен, южноавстралийский корреспондент GEO. Да уж, славные были времена. 

Любовь к архитектуре оставалась со мной на протяжении всего этого времени, но не успела проявить себя особенно сильно до тех пор, пока я не начал уделять ей внимание в более серьезных целях. Привело к этому два момента.

Первый из них произошел, когда я работал над своим главным проектом, необходимым мне для получения диплома Специалиста Коммерческой Фотографии. Да, это я один из тех занудных взрослых студентов, сидящих перед лектором и понимающих, что учеба — это вещь, которая не ограничивается молодыми годами. Фишка в том, что среди таких же специалистов среднего возраста я являюсь одним из лучших. Я научился слушать.

А в отличие от когорты юнцов с дрожащими коленями и наивным видом, которым нужно еще будет собирать портфолио, чтобы дать старт своей карьере, у меня уже есть карьера. Мне не нужно пытаться впечатлить кого-то. Так что вместо попыток сделать так, чтобы меня заметили, я работал над своими главными идеями, пытаясь также задействовать крупный долгосрочный проект, который к завершению дедлайнов оказался пугающе далек от завершения.

Поиск вдохновения

Благодаря фейсбуку в начале 2013 года я ознакомился с захватывающими работами Джоэля Тьинтьелаара (Joel Tjintjelaar). Думаю, те читатели, которые заинтересовались этой статьей глядя на снимки, уже знают творчество датского фотографа, чьи работы отличаются простотой. Людям, не знакомых с его черно-белыми фото, я посоветую воспользоваться поиском гугла.

Если вы думаете, что писатели, это те люди, которые всегда только что-то пишут, скажу вам что Тьинтьелаар является одним из светил современного изобразительного искусства, его стилистика отличается долгими выдержками и черно-белой гаммой. Особое уважение вызывает то, сколько времени он тратит на то, чтобы оживить фотографию, не забыв о деталях и тональных нюансах, приправленных секретным ингридиентом блюда. Или не таким уж и секретным, как выяснилось. Как и многие успешные фотогрфы, он делится своими навыками, выкладывая обучающие видео, и печатая книги. Я не вижу в том ничего плохого и вижу в этом даже некий способ поиска вдохновения. Удачи ему. Я бы тоже занимался преподавательской деятельностью, если бы имел соответствующий талант.

Если вы уже знакомы с Тьинтьелааром, вы поймете, что его и мои работы схожи в отсутствии цвета. Так, вдохновляясь его творчеством и стараясь сделать предметом своей съемки здания, я в конце-концов понял, что пытаясь повторить его, я так или иначе начинаю копировать мастера.

На церемонии AIPP National Print Awards я заметил что серебряное призовое место получило черно-белое фото, исполненное буквально как по нотам по учебнику Тьинтьелаара. Тогда я и утвердился в своем мнении избегать копирования датчанина. Я не скажу, что потратил 100 долларов на его видеокурс впустую. Нет, я почерпнул оттуда некоторые вещи, немалую роль из которых играет постобработка, особенно техника выборочного градиентного маскирования (iterative selective gradient masking). Название может испугать вас, но на самом деле на практике она не вызывает никакого труда, а снимок при этом обретает интересную глубину.

Тьинтьелаар делает акцент на умении видеть тональные взаимоотношения, потому что они и определяют контраст в архитектуре. Он радуется возможности переделать их, если это соответствует видению фотографа. В конце-концов снимок-то принадлежит именно вам, даже если здание построил другой человек.

Вот я сейчас активно работаю над своим собственным стилем, пытаясь позаимствовать какие-то техники у датского мастера, и стараясь избежать банального копирования, чего оказывается довольно непросто достичь. Стоит вам сделать пару кадров в его стиле, и дальше вы так и будете пользоваться этой заученной техникой. Но мне этого делать не хочется.

Смотрите наверх

Я отправился в путешествие на поиски идеально гармоничного баланса черного и белого цветов на фото. Очень порадовала меня поездка в Малайзию в начале 2013 года. Тогда удалось пофотографировать Башни Петронас, которые я теперь считаю самым удачно освещенным зданием на планете. Особенность этого небоскреба достигается благодаря гигаватам системы освещения, работающей каждую ночь (кроме кратких часов после полуночи в выходные). Это один из самых красивых домов, которые хорошо смотрятся на фоне темного ночного неба.

Как считают архитекторы и многие фотографы, любое здание обычно лучше всего смотрится на фоне неба, еще сохраняющего какие-то оттенки, такого, которое солнце покинуло совсем недавно. Желательно чтобы оставалось достаточно света, но чтобы он при этом не перебивал внешнюю или внутреннюю подсветку, а создавал некую глубину. В случае же с Петронас, вопреки советам мне захотелось обернуть высотки кромешной темнотой.

Не могу конечно сказать что башни смотрятся плохо на закате, на заре, или в дневное время. Последний вариант, кстати, сомнительнее всего, учитывая какой плотной становится атмосфера в Куала Лумпур в часы пик. Но все же я решил сделать несколько кадров в сумерках, пока сидел в Скай-баре, размещенном поблизости от башен.

Невероятной красоты свет в Малайзии, кстати, обычно можно застать обычно в первые полчаса после восхода — прямой направленный свет в чистом утреннем воздухе превращается в гигантский, созданный богом софтбокс. Я люблю смотреть на Петронас в таком освещении.

Я чуть не упустил возможность поснимать их. У меня оставалась всего одна ночь в Куала Лумпуре и я должен был успеть сделать все, прежде чем отключали прожектора.

Дневную съемку провести вообще не получилось из-за сильного ливня. Но я в конце-концов не сильно расстроился, учитывая что тогда попал в отель Aloft и поснимал его навеянные стилистикой фанка интерьеры. Я не только приободрился, вдохновившись атмосферой, но и успел вспомнить пару советов, которые несколько лет назад мне дал один архитектор, у которого я брал интервью.

Когда я нажал на диктофоне кнопку стоп (мои записи от руки пришлось бы расшифровывать какому-нибудь специалисту по древнему Египту) и сделал пару фотографий, он спросил меня, не хочу ли я поснимать сами здания. Я сказал: «ну давайте попробуем».

«Знаете что?», — он сказал, «большинство фотографов забывают смотреть вверх». Он объяснил, что обычно люди слишком заняты выравниванием вертикальных линий, забывая о том, какие формы образуют потолки и другие участки дома, когда мы воспринимаем их не как объект утилитарной функции. А ведь потолки, особенно в каком-нибудь лобби крупного коммерческого здания, могут быть произведением искусства и меня удивляет как часто люди не обращают внимания на то, что находится над их головой.

Весьма ценный совет!

Ищем лучшую перспективу

Как по мне, так взгляд с нижней точки обычно касается фасада. Я люблю ловить искаженную перспективу, в этом и заключается моя тяга к архитектуре. В определенный момент, однако, я понял, что подобный подход любят в основном начавшие обучение фотографы с претензией на высокое искусство. Меня какое-то время тяготило это больше всего — быть похожим на студента.

В 2013 году я поменял свое мнение, отчасти потому что столкнулся с работами Тьинтьелаара. Когда я решил углубиться в этом направлении, я понял что добиться хороших результатов достаточно непросто.

Чтобы сделать все как нужно, желательно знать технические элементы, быть знакомым с искажением линз, экспозицией, динамическим спектром и освещением. Но самое главное, что оказалось для меня самым сложным, это избежать того, чтобы здание выглядело гротескно.

Как обычно это происходит? Учитывая сложную конструкцию любой постройки, архитектору приходится распределять по всей его длине пропорции. Нв фото грань между красивым и уродливым нарушить еще проще, исказив пропорции с лучшей перспективой — достаточно напортачить с фокусным расстоянием или встать от постройки на несколько метров дальше.

Я до сих пор работаю над подобным балансом, ищу его оптимальную формулу. Что интересно, когда ошибаюсь, то сразу вижу, где напортачил. В мире не так много башен-близнецов, так что если вам не повезло родиться в городе, изобилующем высотками, тренироваться будет сложнее.

Если вы хотите получить стандартный вертикальный снимок с тильт-шифт объективом, вы постараетесь разместить и выровнять объект по центру кадра. Стоит вам только наклонить камеру и один из близнецов сразу станет больше — чуть-чуть выше, чуть-чуть толще. Снимок уже не такой вертикальный. Что в результате? Гротеск. Они одинаковы, так что они должны выглядеть одинаково.

Кстати, чтобы не пытаться выпрашивать разрешение на съемку с крыш других домов, можно встать на мост  по центру озера, с той стороны, где размещены сады. Оттуда можно уместить высотки как с 24 мм объективом, так и с 17 мм, снимок который можно будет скадрировать позже при выравнивании геометрии. А выравнивать ее придется.

Вы можете подумать, что ракурс с низкой точки и искаженная перспектива способны скрыть многие ваши огрехи, но будете в таком случае неправы. Даже в подобных условиях необходимо уметь выстроить кадр, причем, может быть даже более тщательно. Я понял это путем ошибок.

Главное, думайте о том, как это приносит вам удовольствие. Когда вы достигаете своей цели, сложно переоценить наступающую степень удовлетворения. И не забудьте записаться к массажисту. Он понадобится вам для устранения болей в шее.

Советуем вам также прочитать соответствующую статью про съемку в темное время суток.

Комментарии закрыты но вы можете отправить трэкбек на ваш сайт.

Комментарии закрыты.